Закон Республики Беларусь о массовых мероприятиях в Республике Беларусь

30 декабря 1997 г. №114-З

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-З)

 массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста;

Организаторами мероприятия, в котором предполагается участие до 1000 человек, могут выступать граждане Республики Беларусь, свыше 1000 человек - только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь либо государственные органы.

Заявление о проведении массового мероприятия подается в исполком за 15 дней до даты его проведения с указанием даты, цели, вида, места проведения, источников финансирования массового мероприятия, маршрута движения.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

Статья 4. Организаторы массового мероприятия

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению, а также политические партии, профсоюзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением организаций, деятельность которых приостановлена.

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.

 Статья 5. Заявление о проведении массового мероприятия

Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия.

В городе Минске заявление подается в Минский горисполком.

Заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия

 Статья 6. Порядок рассмотрения заявления и вынесение по нему решения

Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении.

В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия, а также мотивы, по которым его проведение запрещено.

 Статья 8. Подготовка массового мероприятия

Подготовка массового мероприятия осуществляется его организатором (организаторами) и иными уполномоченными им (ими) гражданами.

До получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.

 Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

Запрещается:

- проведение массовых мероприятий для пропаганды войны или экстремистской деятельности;

- привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение;

- препятствовать движению транспорта и пешеходов, функционированию организаций;

- воздействовать в любой форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы

 Ответственность:

Статья 23.34 КоАП. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

  1. Нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия участником -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при совершении за вознаграждение 30-50 б/в), или административный арест.

  1. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, а равно публичные призывы к их организации или проведению, совершенные организатором таких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при выплате вознаграждения 40-50 б/в) или административный арест, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин.

 Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 293. Массовые беспорядки

  1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

  1. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

 Статья 339. Хулиганство

  1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

  1. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от одного года до 6 лет.

  1. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -

наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

 Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

  1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

  1. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

  1. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Вступил в силу для Белорусской ССР 23 марта 1976 года

Статья 21

Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 23.34 КоАП. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

  1. Нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия участником -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при совершении за вознаграждение 30-50 б/в), или административный арест.

  1. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, а равно публичные призывы к их организации или проведению, совершенные организатором таких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при выплате вознаграждения 40-50 б/в) или административный арест, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин.

 Статья 7.8 КоАП. Возложение обязанности возместить причиненный вред

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

 Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 293. Массовые беспорядки

  1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

  1. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

 Статья 339. Хулиганство

  1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

  1. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от одного года до 6 лет.

  1. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -

наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

 Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

  1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

  1. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

  1. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

 Гражданский кодекс

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда

  1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

  1. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.
  2. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством.

 Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 32. Основные обязанности обучающихся

  1. Обучающиеся обязаны:

1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;

1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

  1. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

 Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

  1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);

1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;

1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

1.5. оскорбления участников образовательного процесса;

1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

1.11. иных противоправных действий (бездействия).

  1. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
  2. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

 Статья 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность

  1. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития - семнадцати лет.

 Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

  1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. отчисление.

  1. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

длительное отсутствие (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых, более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

  1. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

 

В настоящее время в Инструкцию об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий и других денежных выплат обучающимся, утвержденную постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 22.09.2011 №261/96, внесены изменения, позволяющие прекращать выплату стипендий обучающимся, допустившим пропуск более 10 часов учебных занятий без уважительных причин.

 

Поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях вступили в силу 22 августа 2017 года

 

В Беларуси ужесточена ответственность за употребление насвая и другие незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, а также за нахождение на работе и общественном месте в состоянии наркотического опьянения.

Что такое насвай?

Насвай — вид некурительного табачного изделия, его употребление вызывает никотиновую и психическую зависимость. В Беларуси зафиксированы сотни случаев постановки потребителей насвая на наркологический учет. Как правило, это молодые люди в возрасте 14-18 лет, учащиеся средних специальных заведений. По мнению представителей Минздрава Беларуси, насвай по воздействию можно сравнить с психотропом. А объемы партий насвая, которые изымаются в Беларуси, за три года выросли более чем в семь раз.

Какие штрафы за насвай?

По новой статье 16.10 Кодекса об административных правонарушениях за приобретение или хранение некурительных табачных изделий для сосания и жевания насвая весом до 50 граммов можно получить штраф до двух базовых величин.

За перевозку, пересылку, приобретение и хранение таких изделий весом более 50 граммов грозит штраф до 40 базовых величин  с конфискацией выручки и орудий (например, автомобиля) или административный арест с конфискацией или без.

За изготовление насвая — штраф до 45 базовых величин с конфискацией орудий или без, или административный арест с конфискацией или без.

Как накажут за появление на работе под воздействием наркотиков?

Если человек находится на рабочем месте под действием наркотиков или психотропов без назначения врача, он может получить штраф до 12 базовых величин. Это предусматривает статья 17.3 КоАП.

Кроме этого, в соответствии с новым законодательством, за употребление наркотических веществ в общественном месте грозит штраф до 15 базовых.

За то, что человек в таком состоянии появился на публике, он может получить штраф до 10 базовых величин. Ранее в Беларуси ответственности за это не предусматривалось.

Декрет Президента Республики Беларусь № 6

1 января 2015 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 28 декабря 2014 г . № 1/15504).

Декрет направлен на обеспечение защиты жизни и здоровья белорусских граждан, создание условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографической безопасности и здоровья нации. Вводится комплекс неотложных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков. Предусматривается максимальная активизация усилий государственных органов, учреждений образования и здравоохранения, советов общественных пунктов охраны правопорядка, добровольных дружин, общественных объединений и иных организаций; создание Единой системы учета лиц, потребляющих наркотики.

Декрет предусматривает ужесточение уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; снижение возраста наступления уголовной ответственности за их сбыт. Планируется создание отдельных исправительных учреждений для лиц, осужденных за незаконный оборот наркотиков; организации специализированных лечебно-трудовых профилакториев для больных наркоманией или токсикоманией, а также создание профильных лечебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию несовершеннолетних, состоящих на наркологическом учете. 

Акцентируем Ваше внимание на следующих аспектах Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».

               1.  Снижен минимальный возраст с 16 до 14 лет привлечения к уголовной ответственности за сбыт наркотических средств.

Так же, увеличивается максимальный срок лишения свободы за сбыт наркотиков при наличии отягчающих признаков (например, совершенные группой лиц, либо в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования), — с 13 до 15 лет; сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему — с 8 до 15 лет; действия, связанные со сбытом наркотиков, совершенные организованной группой, — с 15 до 20 лет, а также за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях — с 8 до 20 лет.

За сбыт наркотиков, повлекший по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков (влечет лишение свободы на срок от 12 до 25 лет); незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Беларуси при отсутствии признаков контрабанды (влечет лишение свободы на срок до 12 лет); повторное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение потребление в общественном месте наркотиков, либо появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (влечет максимальное наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года).

Снижается возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом наркотиков, с 16 до 14 лет.

  2.  Штрафы за употребление наркотических средств.

Вводится административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин); непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).

Увеличиваются максимальные размеры штрафов за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (с 10 до 12 базовых величин); потребление наркотиков без назначения врача в общественном месте (с 8 до 15 базовых величин).

  3.  Упрощена процедура дополнения перечня наркотических веществ запрещенных к обороту.

Закрепляются положения, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Беларуси новых психоактивных веществ (курительных смесей, спайсов) и привлекать к ответственности их распространителей. Предусматривается уточнение понятия аналогов наркотиков, позволяющее относить к ним более широкий спектр химических веществ. Максимально упрощается процедура отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам и введения тем самым запрета на их незаконный оборот в Беларуси.

  4.  Контроль за продавцами наркотиков через интернет и Единая система учета наркоманов.

В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Решения о таком ограничении принимаются Мининформом на основании письменных уведомлений МВД и являются обязательными для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Беларуси.

В целях повышения эффективности профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе в сети Интернет, своевременного выявления лиц, занятых в незаконном обороте наркотиков, Декретом возлагаются обязанности на владельцев интернет-ресурсов — анализировать содержание принадлежащих им интернет-ресурсов, не допускать их использования для распространения материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, а также информировать органы внутренних дел о попытках распространения таких материалов.

Также возлагаются обязанности на поставщиков интернет-услуг — обеспечить с 1 января 2016 года формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах в порядке, определяемом Минсвязи.

С 1 марта 2015 года создается Единая система учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.

Вводится обязательная идентификация владельцев электронных кошельков, созданных в электронных платежных системах, действующих на территории Беларуси (независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках).

 По материалам:

  http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-10535/

  http://www.belta.by/ru/all_news/society/Antinarkoticheskij-Dekret-uzhestochenie-ugolovnoj-otvetstvennosti-kontrol-v-Internete-i-izoljatsija-narkobaronov_i_690612.html

  http://mir.pravo.by/library/edu/detipodrostki/stopspice/

В соответствии с письмом от 30.12.2014 года № 10-20/6775/дс Министерства образования учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» направляет справочную информацию «О признаках, указывающих на употребление лицом наркотических средств либо наркотическое опьянение.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 О признаках, указывающих на употребление лицом наркотических средств либо наркотическое опьянение

Алгоритм действий работников учреждений образования при выявлении лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

     1. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ВИДА НАРКОТИКА

Примечание. Следует учитывать, что приведенные признаки даже в совокупности могут быть не связаны с потреблением наркотиков. Их необходимо оценивать в контексте конкретной ситуации и конкретной личности.

Внешний вид и поведение лица, употребляющего наркотические средства либо психотропные вещества не соответствуют окружающей обстановке, по признакам напоминают алкогольное опьянение, но при этом отсутствует запах алкоголя изо рта

Глаза: не реагируют на свет; имеют покраснение; неестественный блеск; зрачки сильно сужены или расширены; появляются непроизвольные движения глаз или век.

Изменение кожных покровов: бледность лица и всей кожи или чрезмерное покраснение лица и верхней части туловища; наличие гнойничков на коже.

Изменение речи: речь становится несвойственной данному человеку: ускорена, подчеркнуто выразительна, непоследовательна, с перескакиванием с темы на тему или же замедлена, невнятна и нечетка («каша во рту»), осиплость голоса; используется жаргон наркоманов.

Изменения во внешности: ношение рубашек с длинным рукавом в жаркую погоду с целью скрыть следы от инъекций на руках; ношение темных очков, чтобы скрыть расширенные или суженные зрачки.

Изменение настроения: явно не соответствующие конкретной ситуации апатия (безразличие), подавленность, сонливость, благодушие или беспричинное веселье, смешливость, потребность много говорить, которые могут перейти в раздражительность, озлобленность, агрессивность, резкие немотивированные перепады настроения из одной крайности в другую.

Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации).

Нарушение координации движений: нарушение четкости и последовательности действий, пошатывание и неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), изменение почерка; сложности в выполнении заданий, требующих концентрации внимания или координации движений.

Изменение жидкостного обмена: повышенные потливость и слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ.

Нехарактерные запахи изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя).

Изменения телосложения: резкое похудение, потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, расстройства пищеварения.

Изменение сознания: нарушение, помрачение.

        2. МЕСТА СОКРЫТИЯ НАРКОТИКОВ

Одежда: потайные карманы, головной убор, носки, стельки обуви, нижнее белье и т.п.

Разовые порции наркотиков («чеки», «дозы», «марки» и т.п.) имеют небольшие либо миниатюрные размеры (например, маленький полиэтиленовый кулечек, туго связанный нитью, марлевая ткань или бинт, пропитанные опием).

Средства для употребления наркотиков: шприцы, иглы, кальяны, сигареты, специально изготовленные приспособления для курения смесей со следами нагара и т.п. Они также могут свидетельствовать о наличии самих наркотиков.

Предметы и вещи: сигареты (следует учитывать, что часто наркоманы смешивают наркотик с табаком и засыпают полученную смесь обратно в сигареты), пачки из-под сигарет, сотовые телефоны, фонарики, зажигалки, упаковки из-под лекарств и т.д.

Следует помнить, что вещи и предметы часто служат в качестве «передвижного укрытия» при переноске или транспортировке наркотических средств. С целью нейтрализации запаха известны также случаи заливки наркотиков воском, жиром, шоколадом, кремом.

При осмотре вещей должна соблюдаться максимальная внимательность, тщательность, педантичность и последовательность. Необходимо учитывать возможность нахождения наркотиков в самых неожиданных местах и объектах.

Лицо, имеющее при себе наркотик, в случае опасности, как правило, пытается его незаметно выбросить.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ

  1. При выявлении в учреждении образования лиц, по внешним признакам употребивших наркотики, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь и направить лицо в организацию здравоохранения для обследования.
  2. При обнаружении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, либо предметов, их напоминающих, или приспособлений для употребления наркотиков, необходимо обеспечить их неприкосновенность.
  3. Установить очевидцев происшедшего.
  4. Сообщить по телефону 102, вызвав в обязательном порядке сотрудников милиции для проведения необходимых мероприятий.

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);

1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производ­ственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;

1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

1.5. оскорбления участников образовательного процесса;

1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

1.11. иных противоправных действий (бездействия).

2. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

3. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность

  1. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития — семнадцати лет.
  2. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.

Меры дисциплинарного взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. отчисление.

2. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

длительное отсутствие (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых (за исключением лиц, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование), более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применятся к:

обучающемуся, не завершившему освоение содержания образова­тельной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;

обучающемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.

3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной органи­зации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисципли­нарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

Права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право:

знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, снимать с них копии;

давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений;

быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;

получить юридическую помощь в соответствии с законода­тельством;

ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;

обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

Порядок применения мер дисциплинарного взыскания

 1. Поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государ­ственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной органи­зации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), лиц, осуществляющих охрану помещений учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

2. До применения дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности привлечения этого несовершеннолетнего обучающегося к дисципли­нарной ответственности, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме, которое обучающийся вправе представить в течение пяти календарных дней. При отказе обучающегося дать объяснение составляется акт, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной органи­зации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и (или) обучающихся этого же учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), достигших возраста восемнадцати лет.

3. Отказ обучающегося дать объяснение в письменной форме не препятствует применению к нему меры дисциплинарного взыскания.

4. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

5. Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему обучающемуся допускается только после уведомления учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распоряди­тельного органа.

6. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся принимается на основании материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного проступка.

7. Руководитель учреждения образования вправе, а по инициативе обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности (закон­ного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности), обязан лично заслушать объяснения обучающегося, его заявления, жалобы.

Сроки применения мер дисциплинарного взыскания

 1. Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (день, когда о проступке стало или должно было стать известно педагогическому работнику учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законода­тельством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)), не считая времени болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске. Дисциплинарное взыскание к несовершенно­летнему обучающемуся может быть применено не ранее, чем через семь календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей.

2. Меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не могут быть применены позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

 ГЛАВА 17

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ

ПО КОДЕКСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Статья 17.1. Мелкое хулиганство

Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 17.2. Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы

Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы из такого оружия, –

 влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин с конфискацией оружия и боеприпасов к нему или без конфискации, с лишением специального права либо без лишения специального права.

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, либо потребление в общественном месте наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо потребление в общественном месте аналогов наркотических средств или психотропных веществ – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения –

влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 17.5. Занятие проституцией

1. Занятие проституцией – влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин или административный арест.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Статья 17.6. Заведомо ложное сообщение

1. Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, – влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 17.7. Исключена

Статья 17.8. Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование‚ а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией указанных произведений, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин с конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией указанных произведений.

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, –

влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

Статья 17.10. Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики

Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики –

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения.

Примечание.

1. Под нацистской символикой или атрибутикой понимаются флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный и опознавательный знак Национал-социалистической рабочей партии Германии или их копии.

2. Не являются административными правонарушениями изготовление, публичное демонстрирование и (или) распространение нацистской символики или атрибутики физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографии, музейного дела, гастрольно-концертной деятельности, издательского дела, образовательной деятельности, средств массовой информации в соответствии с законодательством.

Статья 17.11. Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов

Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, – 

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения.

Статья 17.12. Допуск на ночные дискотеки, в культурно-развлекательные (ночные) клубы несовершеннолетних

Допуск на ночные дискотеки, в культурно-развлекательные (ночные) клубы лиц, не достигших восемнадцати лет, за исключением случаев, когда это разрешено актами законодательства, – 

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2.То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Статья 17.14. Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ – 

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения.

Статья 18.23. Hарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения

1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, – 

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин…

2. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, – 

влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.

3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

Правила дорожного движения

  П.17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине.

В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.

 


Печать