Детям не место на протестных акциях!

В минувшие выходные жители Гомеля в очередной раз могли наблюдать в центре города скопление людей с плакатами и бело-красно-белой символикой в руках. Они водили хороводы у центрального универмага, пели песни, «гуляли» вдоль улиц города, выкрикивая речевки и лозунги. В общем, развлекались, как могли и делали все, чтобы привлечь к себе внимание прохожих и автомобилистов. Большого интереса у гомельчан немногочисленная группа не вызвала, разве что некоторые СМИ сделали им «рекламу», опубликовав красочные фото и видео участников  «прогулок», после чего собрали в сети «лайки» и комментарии. Однако стоит в очередной раз напомнить, что участие в подобных мероприятиях подпадает под статью административного кодекса Республики Беларусь 23.34 «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий». Впрочем, сотрудники милиции убеждены, что данная информация не является новостью для организаторов несанкционированных массовых мероприятий, да и для самих их участников.

На этот раз хотелось бы обратить особое внимание на то, что на уличных несанкционированных акциях все чаще мы видим детей, как подросткового возраста, так и совсем малышей. Закономерно возникает вопрос: «Что делают дети на несанкционированных массовых мероприятиях?» Если подростки, поддавшись на призывы различных интернет-ресурсов, самостоятельно присоединяются к толпе митингующих, то малолетние дети попадают на «мирные шествия» только благодаря родителям, которые берут их с собой. Ведь «протестный митинг», «народный сход» или «мирный протест» - это не массовое гулянье или флешмоб. Родители сознательно подвергают их опасности. Толпа непредсказуема, здесь может случиться все, что угодно! Думают ли они об этом или подобным образом пытаются воздействовать на представителей правоохранительных органов?

Также следует отметить, что в соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, обязанность по воспитанию детей и осуществлению надзора за ними возлагается на родителей. Поэтому, учитывая нынешнюю ситуацию, мамам и папам следует обращать внимание, где и с кем проводят время их дети, и объяснять им риски участия в несанкционированных массовых мероприятиях.  

Родители, какие бы политические пристрастия они не разделяли, прежде всего, несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Это аксиома! И никакие доводы и оправдания «мы просто гуляли» здесь неуместны. Если Вы не думаете о своей безопасности, то подумайте о жизни и здоровье своих детей!

Ответственность родителей

В статье 32 Конституции Республики Беларусь  указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

 

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

 

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища. 

В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде  штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

 

Частью 5 статьи 17 Закона Республики  Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае  наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение  предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или  штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание  в виде  штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

 

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

 

Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.

Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей. 

Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,

    предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–

наступает уголовная ответственность  в виде  ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. 

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числеДекретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,

в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

 

Основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними

             Индивидуальная профилактическая работа осуществляется с несовершеннолетними, достигшими десятилетнего возраста.

Категории несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа: 

- употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, токсические вещества, а также спиртные напитки;

- совершившие правонарушение, которое повлекло применение к ним мер административной ответственности;

- совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, либо неоднократно совершавшие антиобщественные поступки;

- освобожденные от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности (в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим) с передачей их под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих;

- совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством;

- подозреваемые, а также обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- систематически самовольно уходящие из семьи в возрасте до шестнадцати лет;

- вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;

- осужденные за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности, или впервые совершившие менее тяжкое преступление и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера;

- осужденные к общественным работам, исправительным работам или иным видам наказания, не связанным с лишением свободы;

- уголовно-досрочное освобожденные от отбывания наказания;

- освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или акта помилования;

- получившие отсрочку исполнения наказания;

- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД;

- осужденные с условным неприменением наказания;

- родители которых злостно не выполняют обязанности, возложенные на них в связи с правонарушениями, совершенными их детьми, а также родители которых отрицательно влияют на детей.

 Особенности уголовной и административной ответственности несовершеннолетних

 Уважаемые родители!

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. В подростковом возрасте крайне необходимо сформировать мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.

Помните, даже самый безобидный на Ваш взгляд поступок может иметь необратимые негативные последствия для Ваших детей.  

 

Статья 4.3 КоАП РБ Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь за:

за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1), мелкое хищение (статья 10.5),  умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9), за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29), жестокое обращение с животными (статья 15.45), разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58), мелкое хулиганство (статья 17.1), нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1 - 35 статьи 18.3), нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4), нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9), нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10),  нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34), уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4), нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7), незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46), за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

 Статья 27 УК РБ Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1.Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за:

 убийство (статья 139), причинение смерти по неосторожности (статья 144), умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147), умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149), изнасилование (статья 166),  насильственные действия сексуального характера (статья 167), похищение человека (статья 182), кражу (статья 205), грабеж (статья 206),  разбой (статья 207), вымогательство (статья 208), хищение путем использования компьютерной техники (статья 212),  угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214), умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218),  захват заложника (статья 291), хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294),  умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309),  хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327),незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2 - 5 статьи 328),  хулиганство (статья 339), заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340), осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341), побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413), уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415).

Декрет Президента Республики Беларусь

Уважаемые родители!

1 января 2015 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 28 декабря 2014 г . № 1/15504).

Декрет направлен на обеспечение защиты жизни и здоровья белорусских граждан, создание условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографической безопасности и здоровья нации. Вводится комплекс неотложных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков. Предусматривается максимальная активизация усилий государственных органов, учреждений образования и здравоохранения, советов общественных пунктов охраны правопорядка, добровольных дружин, общественных объединений и иных организаций; создание Единой системы учета лиц, потребляющих наркотики.

Декрет предусматривает ужесточение уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; снижение возраста наступления уголовной ответственности за их сбыт. Планируется создание отдельных исправительных учреждений для лиц, осужденных за незаконный оборот наркотиков; организации специализированных лечебно-трудовых профилакториев для больных наркоманией или токсикоманией, а также создание профильных лечебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию несовершеннолетних, состоящих на наркологическом учете. 

Акцентируем Ваше внимание на следующих аспектах Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».

 1.  Снижен минимальный возраст с 16 до 14 лет привлечения к уголовной ответственности за сбыт наркотических средств.

Так же, увеличивается максимальный срок лишения свободы за сбыт наркотиков при наличии отягчающих признаков (например, совершенные группой лиц, либо в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования), — с 13 до 15 лет; сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему — с 8 до 15 лет; действия, связанные со сбытом наркотиков, совершенные организованной группой, — с 15 до 20 лет, а также за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях — с 8 до 20 лет.

За сбыт наркотиков, повлекший по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков (влечет лишение свободы на срок от 12 до 25 лет); незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Беларуси при отсутствии признаков контрабанды (влечет лишение свободы на срок до 12 лет); повторное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение потребление в общественном месте наркотиков, либо появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (влечет максимальное наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года).

Снижается возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом наркотиков, с 16 до 14 лет.

 2.  Штрафы за употребление наркотических средств.

Вводится административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин); непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).

Увеличиваются максимальные размеры штрафов за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (с 10 до 12 базовых величин); потребление наркотиков без назначения врача в общественном месте (с 8 до 15 базовых величин).

3.  Упрощена процедура дополнения перечня наркотических веществ запрещенных к обороту

Закрепляются положения, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Беларуси новых психоактивных веществ (курительных смесей, спайсов) и привлекать к ответственности их распространителей. Предусматривается уточнение понятия аналогов наркотиков, позволяющее относить к ним более широкий спектр химических веществ. Максимально упрощается процедура отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам и введения тем самым запрета на их незаконный оборот в Беларуси.

  4.  Контроль за продавцами наркотиков через интернет и Единая система учета наркоманов.

В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Решения о таком ограничении принимаются Мининформом на основании письменных уведомлений МВД и являются обязательными для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Беларуси.

В целях повышения эффективности профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе в сети Интернет, своевременного выявления лиц, занятых в незаконном обороте наркотиков, Декретом возлагаются обязанности на владельцев интернет-ресурсов — анализировать содержание принадлежащих им интернет-ресурсов, не допускать их использования для распространения материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, а также информировать органы внутренних дел о попытках распространения таких материалов.

Также возлагаются обязанности на поставщиков интернет-услуг — обеспечить с 1 января 2016 года формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах в порядке, определяемом Минсвязи.

 С 1 марта 2015 года создается Единая система учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.

Вводится обязательная идентификация владельцев электронных кошельков, созданных в электронных платежных системах, действующих на территории Беларуси (независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках).

 По материалам:

http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-10535/

http://www.belta.by/ru/all_news/society/Antinarkoticheskij-Dekret-uzhestochenie-ugolovnoj-otvetstvennosti-kontrol-v-Internete-i-izoljatsija-narkobaronov_i_690612.html

 http://mir.pravo.by/library/edu/detipodrostki/stopspice/

В соответствии с письмом от 30.12.2014 года № 10-20/6775/дс Министерства образования учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» направляет справочную информацию «О признаках, указывающих на употребление лицом наркотических средств либо наркотическое опьянение.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 О признаках, указывающих на употребление лицом наркотических средств либо наркотическое опьянение

Алгоритм действий работников учреждений образования при выявлении лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

                    1. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ВИДА НАРКОТИКА

Примечание. Следует учитывать, что приведенные признаки даже в совокупности могут быть не связаны с потреблением наркотиков. Их необходимо оценивать в контексте конкретной ситуации и конкретной личности.

Внешний вид и поведение лица, употребляющего наркотические средства либо психотропные вещества не соответствуют окружающей обстановке, по признакам напоминают алкогольное опьянение, но при этом отсутствует запах алкоголя изо рта

Глаза: не реагируют на свет; имеют покраснение; неестественный блеск; зрачки сильно сужены или расширены; появляются непроизвольные движения глаз или век.

Изменение кожных покровов: бледность лица и всей кожи или чрезмерное покраснение лица и верхней части туловища; наличие гнойничков на коже.

Изменение речи: речь становится несвойственной данному человеку: ускорена, подчеркнуто выразительна, непоследовательна, с перескакиванием с темы на тему или же замедлена, невнятна и нечетка («каша во рту»), осиплость голоса; используется жаргон наркоманов.

Изменения во внешности: ношение рубашек с длинным рукавом в жаркую погоду с целью скрыть следы от инъекций на руках; ношение темных очков, чтобы скрыть расширенные или суженные зрачки.

Изменение настроения: явно не соответствующие конкретной ситуации апатия (безразличие), подавленность, сонливость, благодушие или беспричинное веселье, смешливость, потребность много говорить, которые могут перейти в раздражительность, озлобленность, агрессивность, резкие немотивированные перепады настроения из одной крайности в другую.

Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации).

Нарушение координации движений: нарушение четкости и последовательности действий, пошатывание и неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), изменение почерка; сложности в выполнении заданий, требующих концентрации внимания или координации движений.

Изменение жидкостного обмена: повышенные потливость и слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ.

Нехарактерные запахи изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя).

Изменения телосложения: резкое похудение, потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, расстройства пищеварения.

Изменение сознания: нарушение, помрачение.

                    2.  МЕСТА СОКРЫТИЯ НАРКОТИКОВ

 Одежда: потайные карманы, головной убор, носки, стельки обуви, нижнее белье и т.п.

Разовые порции наркотиков («чеки», «дозы», «марки» и т.п.) имеют небольшие либо миниатюрные размеры (например, маленький полиэтиленовый кулечек, туго связанный нитью, марлевая ткань или бинт, пропитанные опием).

Средства для употребления наркотиков: шприцы, иглы, кальяны, сигареты, специально изготовленные приспособления для курения смесей со следами нагара и т.п. Они также могут свидетельствовать о наличии самих наркотиков.

Предметы и вещи: сигареты (следует учитывать, что часто наркоманы смешивают наркотик с табаком и засыпают полученную смесь обратно в сигареты), пачки из-под сигарет, сотовые телефоны, фонарики, зажигалки, упаковки из-под лекарств и т.д.

Следует помнить, что вещи и предметы часто служат в качестве «передвижного укрытия» при переноске или транспортировке наркотических средств. С целью нейтрализации запаха известны также случаи заливки наркотиков воском, жиром, шоколадом, кремом.

При осмотре вещей должна соблюдаться максимальная внимательность, тщательность, педантичность и последовательность. Необходимо учитывать возможность нахождения наркотиков в самых неожиданных местах и объектах.

Лицо, имеющее при себе наркотик, в случае опасности, как правило, пытается его незаметно выбросить.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ

1.  При выявлении в учреждении образования лиц, по внешним признакам употребивших наркотики, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь и направить лицо в организацию здравоохранения для обследования.

2.  При обнаружении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, либо предметов, их напоминающих, или приспособлений для употребления наркотиков, необходимо обеспечить их неприкосновенность.

3.  Установить очевидцев происшедшего.

4.  Сообщить по телефону 102, вызвав в обязательном порядке сотрудников милиции для проведения необходимых мероприятий.


Печать