ГРАФИК РАБОТЫ

педагога социального

Кухоренко Елены Васильевны

Дни недели

Рабочее время

Количество

часов

Работа в общежитии

Консультации

Понедельник

 

10.20-14.10

17.15-19.25 

3ч 50мин

2 ч 10мин

 

18.25-19.25

-

Вторник

 

17.35-19.35

 2ч 

 -

16.00-17.00

Среда

 

17.35-19.35

 

 

-

Четверг

 

16.25-19.25 

18.25-19.25

17.00-18.00

 Суббота

 

12.20-14.20 

 

13.00-14.00

Всего

 

15

 

 

 

Социально-педагогическое  и психологическое сопровождение  личности обучающихся,
    профессиональное  самоопределение как педагогическая проблема

Личность человека формируется и развивается под влиянием  многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных,  внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей,  действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не  пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и  развития, т.е. вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них,  выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды, -  социально-педагогическую деятельность.

Психологическое сопровождение –   вся система  профессиональной деятельности  психолога, направленная на создание  социально-психологических условий для  эмоционального благополучия, успешного развития,  воспитания и обучения личности учащегося  в ситуациях социально-педагогического  взаимодействия,  организованных в рамках образовательного  учреждения.
Понятие  «социально-педагогическое сопровождение» - одно из значимых в педагогической  науке. Оно подчеркивает тот факт, что в процессе обучения, воспитания и  развития личности нужно использовать не только педагогические средства,  возможности педагога, способности обучаемого или воспитанника, как отдельной  личности, но и широкие возможности социальной среды, социума, как  дополнительного педагогического средства воздействия на личность. Оно отражает  взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом,  реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.

Социально-педагогическое  сопровождение не подменяет образовательный процесс, оно способствует адаптации  учащегося  к образовательному процессу,  его интеграции в социокультурную среду образовательного учреждения, успешному  овладению профессией.

Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего  профессионального образования является обеспечение профессионально-личностного  развития учащихся.
Практическая цель работы  социально  педагогического и психологического сопровождения – содействие личностному росту  и профессиональному становлению учащихся.

Основная задача - формирование самостоятельной, ответственной,  психологически здоровой и социально-мобильной личности, способной к успешной  социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. 
Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся  также являются: 

  • предупреждение  возникновения проблем развития;
  • психологическое  обеспечение образовательных программ;
  • развитие  социально-психологической   компетентности.

Основными направлениями деятельности   социально-педагогического и психологического сопровождения являются:

    Психологическая  диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся  с целью: 

  • выявления возможных причин возникновения  проблем в процессе обучения;
  • выявление  учащихся «группы риска»;
  • определения сильных сторон личности, ее  резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • определения индивидуального стиля  познавательной деятельности.

Психологическое  консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном  процессе психолога и учащегося, в ходе которого оказывается помощь: 

  • в самопознании;
  • в формировании новых установок и  принятии собственных решений;
  • в формировании  мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;
  • в формировании адекватной самооценки  и адаптации в реальных жизненных условиях и т.д.

Профилактическая  работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся: 

профилактика актуальных социальных  проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением  специалистов; 

профилактика конфликтов;

профилактика депрессий и суицидов;

Методическая работа –  направлена на решение следующих задач: 

  • составление блока  психодиагностических методик для диагностики учащихся первого курса;
  • подготовка методических материалов  для помощи в проведении кураторских часов в группах;
  • разработка методических рекомендаций  по вопросам воспитательной работы для преподавателей, кураторов.

Психокоррекционная  работа – систематическая работа психолога и социального педагога с учащимися,  имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с учащимися,  отнесенными к категории «группы риска». Коррекционная работа может осуществляться в форме  индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.

Работа  коллектива колледжа по социально-педагогическому и психологическому становлению  личности учащихся

Целью  психолого-педагогического сопровождения учащихся является максимальное  содействие профессионально-личностному развитию каждого.
Приоритетные направления  работы связаны с определенными периодами обучения. Их выбор обусловлен проблемами,  сопровождающими развитие учащихся.


  1 направление – адаптация первокурсников. 
  Цель: профилактика и  коррекция дезадаптации у первокурсников. 
  Задачи:
  1)содействие  социально-психологической адаптации в новом   коллективе; 
  2) формирование устойчивой  мотивации учебной деятельности; 
  3) сплочение коллектива  учебной группы.
  Содержание работы: 

  • психологическая  диагностика;
  • социологические  опросы;
  • проведение  часов общения в группах;
  • консультации  для кураторов групп на темы: «Характеристика детей подросткового и юношеского  возраста», «Социально-педагогическая дезадаптация и связанные с ней трудности  обучения», «Психологические особенности учебного коллектива»; 
  • проведение  адаптационных тренингов для учащихся;
  • составление  методических рекомендаций для кураторов учебных групп.

Содействие успешной адаптации.
Посредством  социологических опросов и стандартных диагностических процедур проводится  изучение особенностей адаптации учащихся, интересов и затруднений в учебной  деятельности.
Результатом является  составление социального портрета учащихся конкретной группы, изучение  социально-психологической комфортности учащихся, консультирование кураторов  групп по вопросам планирования внеклассных мероприятий и проведение  психологических занятий в рамках кураторских часов. Включение адаптационных  тренингов в образовательный процесс позволяет видеть учащегося независимо от  оценок его учебно-профессиональной деятельности, понимать его индивидуальность,  включить его в систему отношений, привлекать к значимой совместной  деятельности, изменять  место  учащегося  в структуре межличностных  отношений в коллективе сверстников. 
Индивидуальное сопровождение учащихся.
На первом курсе неизбежно  выявляется контингент учащихся, требующих индивидуального подхода. При  организации работы с данной категорией детей   применяется комплексный подход. Учитываются социальные, педагогические и  психологические затруднения как ребенка, так и его семьи.


2 направление - профессиональное самоопределение. 
Цель: дальнейшая  профессионализация. 
Задачи: содействие  формированию профессиональных целей и способностей к их реализации. 
Содействие профессиональному становлению.
Проблема профессиональной  востребованности выпускников средних специальных учебных заведений в условиях  жесткой конкуренции тесно связана не только с качеством подготовки, но и  уровнем личностного развития. Настоящей находкой для любого работодателя являются  молодые специалисты, умеющие ставить цели в своей работе. Планировать их  достижение и брать на себя ответственность за результаты, обладающие  коммуникативными навыками и перспективным мышлением. Поэтому система подготовки  выпускников должна затрагивать вопросы личностного и профессионального  самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии.
Будущие специалисты  подводятся к пониманию путей к овладению педагогической профессией, становления  собственного профессионального «Я», личностной и профессиональной  самореализации через осмысление сущности и специфики педагогической  деятельности, ее гуманистических целей и идеалов, осмысление воздействия  личности воспитателя на становление личности ребенка. 
Таким образом, вся работа  социально-педагогического и психологического сопровождения учащихся, их  профессионального самоопределения представляет собой  комплексную модель, которая с одной стороны  интегрирует диагностику, консультативную работу, профилактическую работу,  тренинги и с другой стороны вовлекает в  модель сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся,  преподавателей, кураторов.


Печать