Вопросы к государственному экзамену

по дисциплине «Психология»

 

  1. Дайте характеристику психологии как науке о человеке.
  2. Раскройте естественнонаучные основы психологии.
  3. Назовите группы методов психологии и дайте характеристику эмпирическим методам.
  4. Сформулируйте понятие «психическое развитие». Охарактеризуйте факторы развития личности. Раскройте взаимосвязь психического развития и обучения.
  5. Раскройте движущие силы и общие закономерности психического развития человека.
  6. Сформулируйте понятие «возрастная периодизация». Раскройте сущность литического и критического перехода от одного возрастного периода к другому, принципы построения и этапы возрастной периодизации Д.Б.Эльконина.
  7. Дайте общую характеристику психического развития в младенчестве.
  8. Дайте общую характеристику психического развития в раннем возрасте.
  9. Охарактеризуйте дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека.
  10. Сформулируйте понятие «деятельность», раскройте структурные компоненты деятельности и уровни овладения действиями.
  11. Дайте психологическую характеристику сюжетно-ролевой игре как ведущему виду деятельности дошкольника.
  12. Дайте характеристику художественной деятельности в дошкольном возрасте, назовите ее виды.
  13. Охарактеризуйте изобразительную деятельность детей дошкольного возраста.
  14. Раскройте сущность детского экспериментирования и его значение. Назовите особенности экспериментирования в дошкольном возрасте.
  15. Дайте характеристику учебной деятельности. Раскройте особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте.
  16. Дайте характеристику трудовой деятельности. Назовите её особенности в дошкольном возрасте.
  17. Сформулируйте понятие «педагогическая деятельность» и раскройте особенности педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения.
  18. Раскройте сущность понятия «общение». Охарактеризуйте виды общения.
  19. Назовите и охарактеризуйте формы общения дошкольника со взрослыми.
  20. Назовите и охарактеризуйте формы общения дошкольников со сверстниками.
  21. Дайте характеристику речи как главному средству общения.
  22. Раскройте понятие «педагогическое взаимодействие». Охарактеризуйте типы и стили педагогического взаимодействия. Назовите средства воздействия педагога на детей.
  23. Дайте характеристику группе и коллективу, назовите виды групп, раскройте этапы развития группы как коллектива.
  24. Дайте социально-психологическую характеристику дошкольной группе и межличностным отношениям в ней.
  25. Раскройте сущность понятий «индивид, личность, индивидуальность». Назовите психологическую структуру личности. Сформулируйте понятия «самосознание» и «самооценка». Перечислите виды и основные функции самооценки.
  26. Раскройте требования к личности педагога в свете гуманизации системы образования, перечислите профессионально значимые качества современного педагога.
  27. Раскройте особенности развития и формирования личности дошкольника.
  28. Раскройте особенности нравственного развития дошкольников и охарактеризуйте негативные личностные образования.
  29. Дайте психологическую характеристику понятиям «эмоции» и «чувства».
  30. Раскройте особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
  31. Дайте психологическую характеристику воли.
  32. Раскройте особенности развития и формирования воли в дошкольном возрасте.
  33. Дайте характеристику внимания как психического процесса.
  34. Раскройте особенности развития и формирования внимания в дошкольном возрасте.
  35. Дайте характеристику ощущения как простейшего психического познавательного процесса.
  36. Дайте характеристику восприятия как познавательного процесса.
  37. Раскройте особенности развития и формирования сенсорики у детей.
  38. Дайте характеристику памяти как познавательного процесса.
  39. Раскройте особенности развития и формирования памяти дошкольника.
  40. Дайте характеристику мышления как высшей форме познавательной деятельности личности.
  41. Раскройте особенности развития мышления в дошкольном возрасте. Назовите условия успешного формирования познавательной активности детей.
  42. Дайте характеристику воображения как познавательного процесса.
  43. Раскройте особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
  44. Раскройте понятие «способности», охарактеризуйте их виды и уровни.
  45. Раскройте особенности развития и формирования способностей в дошкольном возрасте.
  46. Дайте психологическую характеристику темперамента как типологической особенности личности. Охарактеризуйте типы темперамента с учетом типа высшей нервной деятельности.
  47. Охарактеризуйте особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте, раскройте сущность индивидуального подхода к детям с разными типологическими особенностями.
  48. Дайте характеристику характера как важной типологической особенности личности.
  49. Раскройте особенности формирования характера в дошкольном возрасте. 
  50. Сформулируйте понятие «готовность к школьному обучению». Охарактеризуйте  компоненты психологической готовности.

Вопросы для подготовки к государственным экзаменам

по дисциплине  «Педагогика»

 

  1. Раскрыть социальную значимость профессии педагога учреждения дошкольного образования. Охарактеризовать функции, профессионально значимые личностные качества и умения воспитателя.
  2. Раскрыть понятие научно-педагогического исследования. Охарактеризовать этапы и методы научно-педагогического исследования.
  3. Охарактеризовать педагогику как науку. Раскрыть структуру и задачи современной дошкольной педагогики.
  4. Дать обзорную характеристику развития педагогической теории в трудах зарубежных и русских педагогов.
  5. Дать обзорную характеристику развития педагогической мысли на Беларуси.
  6. Охарактеризовать современную систему непрерывного образования в Республике Беларусь.
  7. Охарактеризовать историю развития дошкольного образования на Беларуси. Назвать виды современных учреждений дошкольного образования.
  8. Охарактеризовать сущность процессов развития, воспитания и социализации личности. Обосновать роль биологических и социальных факторов в развитии и социализации личности ребёнка.
  9. Раскрыть сущность цели воспитания подрастающего поколения, её социальную обусловленность. Сформулировать цель и задачи воспитания в современном обществе.
  10. Обосновать роль программы в развитии и социализации личности ребёнка. Охарактеризовать учебную программу дошкольного образования, её структуру, принципы построения.
  11. Раскрыть особенности детей раннего возраста, значение периода раннего детства в развитии и социализации личности ребёнка. Назвать этапы и ведущие линии развития ребёнка раннего возраста.
  12. Раскрыть сущность процесса адаптации ребёнка раннего возраста к условиям учреждения дошкольного образования. Охарактеризовать степени адаптации, перечислить требования к организации жизни детей в период адаптации
  13. Обосновать роль распорядка дня и самостоятельной деятельности в развитии и воспитании детей раннего возраста. Раскрыть правила проведения процессов жизнедеятельности, условия и методику руководства самостоятельной деятельностью детей раннего возраста.
  14. Обосновать необходимость целенаправленного обучения детей раннего возраста. Назвать виды игр-занятий с детьми третьего года жизни, раскрыть особенности организации и методики проведения игр-занятий.
  15. Раскрыть значение периода дошкольного детства в развитии и социализации личности ребёнка. Охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, пути формирования детской индивидуальности.
  16. Раскрыть сущность понятия «здоровье». Сформулировать задачи воспитания здорового ребенка, охарактеризовать условия и средства воспитания здорового ребенка.
  17. Обосновать роль распорядка дня в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Перечислить процессы жизнедеятельности воспитанников учреждения дошкольного образования в первую половину дня. Охарактеризовать методику организации и проведения прогулок.
  18. Перечислить процессы жизнедеятельности воспитанников учреждения дошкольного образования во вторую половину дня. Охарактеризовать виды и содержание деятельности воспитанников в данный период. Раскрыть методику руководства подготовкой детей к приёму пищи и приемом пищи.
  19. Перечислить виды культурно-гигиенических навыков воспитанников учреждения дошкольного образования. Охарактеризовать особенности методики формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах.
  20. Обосновать актуальность ознакомления воспитанников учреждения дошкольного образования с основами безопасности жизнедеятельности. Раскрыть содержание и методику работы по формированию навыков безопасного поведения.
  21. Объяснить сущность игры, её функции. Проанализировать разные подходы к классификации детских игр. Дать характеристику видам детских игр в современной педагогической классификации.
  22. Раскрыть сущность и особенности режиссёрской игры дошкольников. Охарактеризовать методику руководства режиссёрскими играми. Перечислить педагогические условия развития режиссёрских игр.
  23. Раскрыть сущность и особенности сюжетно - ролевой игры дошкольников. Охарактеризовать методику руководства сюжетно - ролевой игрой. Перечислить педагогические условия развития творческой сюжетно - ролевой игры.
  24. Раскрыть сущность и особенности театрализованной игры дошкольников. Охарактеризовать методику руководства театрализованной игрой. Перечислить требования к подбору литературных произведений для театрализованной игры.
  25. Раскрыть сущность и особенности дидактической игры. Охарактеризовать методику руководства дидактическими играми в разных возрастных группах. Обосновать место дидактических игр в образовательном процессе.
  26. Обосновать роль игрушки в жизни ребенка. Охарактеризовать виды игрушек для детей дошкольного возраста. Сформулировать требования к современной игрушке.
  27. Проанализировать своеобразие труда детей дошкольного возраста. Охарактеризовать задачи, средства, условия трудового воспитания дошкольников.
  28. Охарактеризовать виды и формы организации трудовой деятельности воспитанников учреждения дошкольного образования. Объяснить особенности организации коллективного труда в разных возрастных группах.
  29. Раскрыть сущность, задачи и содержание экономического воспитания дошкольников. Охарактеризовать методику экономического воспитания.
  30. Раскрыть сущность, задачи и методику сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательно-практической деятельности в учреждении дошкольного образования.
  31. Раскрыть сущность дошкольной дидактики как теории обучения и образования. Охарактеризовать модели и типы обучения дошкольников. Перечислить дидактические принципы.
  32. Перечислить формы организации познавательной деятельности в учреждении дошкольного образования. Охарактеризовать виды, структуру занятий, подготовку воспитателя к занятию.
  33. Дать классификацию методов обучения дошкольников по источнику получения знаний. Охарактеризовать группу наглядных методов обучения. Перечислить факторы выбора методов обучения.
  34. Обосновать роль художественной деятельности дошкольников в становлении творческой личности. Охарактеризовать виды и формы организации художественной деятельности. Перечислить условия развития художественной деятельности в учреждении дошкольного образования.
  35. Обосновать роль общения в развитии и социализации личности ребёнка. Охарактеризовать формы общения детей с взрослыми. Раскрыть содержание и методику образовательной работы по формированию навыков общения у дошкольников.
  36. Раскрыть задачи и содержание социально - нравственного воспитания и развития дошкольников. Охарактеризовать принципы и методы социально - нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
  37. Обосновать роль детских объединений в становлении и социализации личности ребёнка. Охарактеризовать этапы развития детских объединений, условия и методы их формирования.
  38. Обосновать актуальность гендерного подхода в воспитания детей дошкольного возраста. Раскрыть методику воспитания женственности у девочек и мужественности у мальчиков.
  39. Обосновать необходимость воспитания основ гуманизма у дошкольников. Охарактеризовать методику воспитания гуманных качеств. Перечислить причины детской жестокости и агрессивности, пути их предупреждения и преодоления.
  40. Охарактеризовать содержание и методику воспитания дисциплинированности и культуры поведения у воспитанников учреждения дошкольного образования. Перечислить причины нарушения правил поведения, пути их предупреждения и преодоления.
  41. Обосновать актуальность проблемы формирования основ гражданственности, патриотизма, национального самосознания у воспитанников учреждения дошкольного образования. Раскрыть методику патриотического воспитания дошкольников.
  42. Обосновать актуальность проблемы воспитания детей в духе мира и всемирной гражданственности. Раскрыть методику формирования толерантного отношения к людям других национальностей у воспитанников учреждения дошкольного образования.
  43. Охарактеризовать роль семьи в формировании личности ребенка. Проанализировать разные подходы к классификации семей. Раскрыть функции семьи.
  44. Перечислить задачи и формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей. Раскрыть наглядно-информационные формы взаимодействия.
  45. Объяснить сущность и необходимость преемственности в работе учреждения дошкольного образования и школы. Раскрыть основные линии преемственности, направления и формы связи учреждения дошкольного образования и школы.
  46. Объяснить сущность готовности воспитанников учреждения дошкольного образования к обучению в школе. Раскрыть виды готовности. Охарактеризовать особенности организации жизни и образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
  47. Раскрыть сущность понятия «образовательный процесс». Охарактеризовать особенности организации образовательного процесса в современном учреждении дошкольного образования. Перечислить обязательную документацию воспитателя дошкольного учреждения.
  48. Раскрыть сущность понятия «развивающая среда», её значение и структуру. Охарактеризовать принципы построения развивающей среды в учреждении дошкольного образования.
  49. Обосновать сущность и необходимость планирования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Назвать виды и формы планирования. Охарактеризовать перспективно-календарный план образовательной работы воспитателя
  50. Охарактеризовать структуру системы управления дошкольным образованием в Республике Беларусь. Раскрыть содержание работы районного отдела образования, заведующего учреждением дошкольного образования.

Вопросы для государственного экзамена

по дисциплине  «Частные методики»

 «Методика экологического воспитания»

  1. Раскрыть роль природы в развитии личности ребенка. Сформулировать основные направления экологического воспитания дошкольников. Раскрыть условия формирования экологической культуры у дошкольников.
  2. Дать характеристику наглядных методов по ознакомлению с природой.
  3. Раскрыть методику проведения наблюдения в старшем дошкольном возрасте.
  4. Дать понятие «моделирование». Сформулировать роль моделирования в ознакомлении детей с природой. Перечислить виды моделей.
  5. Раскрыть виды и содержание труда в природе. Перечислить педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе.
  6. Назвать виды ИОС (игровых обучающих ситуаций). Определить место их использования в эколого-природоведческой работе с детьми дошкольного возраста.
  7. Определить роль и место беседы в эколого-природоведческой работе с детьми. Аргументировать выбор проведения итоговых и обобщающих бесед.
  8. Перечислить типы и виды экологических занятий. Раскрыть методику проведения обобщающих занятий.
  9. Назвать виды экскурсий в природу. Раскрыть методику проведения экскурсии в природу в средней группе.
  10. Раскрыть значение экологических зон на участке детского сада. Дать определение понятия «экологическая тропа».

 «Методика обучения изобразительной деятельности»

  1. Охарактеризовать виды изобразительной деятельности, доступные детям дошкольного возраста. Показать значение занятий изобразительной деятельностью для разностороннего развития детей.
  2. Перечислить методы и приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности в традиционной и современной классификации. Охарактеризовать группу репродуктивных методов.
  3. Перечислить виды и типы занятий по изобразительной деятельности. Описать организацию и методику проведения занятий по изобразительной деятельности в детском саду.
  4. Назвать виды изоискусства, используемые в работе с дошкольниками и требования к отбору произведений искусства. Дать характеристику методов и приемов ознакомления дошкольников с изоискусством.
  5. Проследить усложнения в обучении детей дошкольного возраста рисованию красками. Перечислить нетрадиционные способы и приемы рисования в детском саду.
  6. Описать методику обучения детей дошкольного возраста предметному рисованию на занятиях.
  7. Охарактеризовать подготовку воспитателя к занятиям лепкой из глины. Перечислить способы и приемы лепки в детском саду.
  8. Назвать способы и приемы вырезывания, которые должны освоить дети дошкольного возраста. Описать методику обучения детей выполнению аппликации.
  9. Охарактеризовать виды конструктивного материала в детском саду. Описать методику обучения детей дошкольного возраста конструированию из строительного материала.
  10. Проанализировать усложнение приемов конструирования из бумаги в детском саду. Описать методику обучения детей дошкольного возраста конструированию из бумаги.

 «Методика физического воспитания и развития детей»

  1. Охарактеризовать средства физического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Раскрыть основные компоненты организации здорового образа жизни детей.
  3. Дать определение двигательным умениям и навыкам. Перечислить и охарактеризовать этапы обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
  4. Дать определение строевым упражнениям, раскрыть значение. Перечислить виды строевых упражнений. Раскрыть методику обучения строевым упражнениям детей дошкольного возраста.
  5. Дать определение основным движениям, раскрыть значение. Перечислить виды основных движений. Раскрыть методику обучения основным движениям детей дошкольного возраста.
  6. Дать определение общеразвивающим упражнениям, раскрыть значение.  Назвать классификацию общеразвивающих упражнений. Раскрыть методику обучения общеразвивающим упражнениям детей разных возрастных групп.
  7. Дать определение подвижным играм. Представить классификации подвижных игр. Раскрыть особенности методики проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
  8. Охарактеризовать физкультурное занятие как ведущую форму организации физического воспитания в учреждении дошкольного образования. Перечислить типы и формы физкультурных занятий, раскрыть их особенности. Раскрыть   структуру физкультурного занятия, задачи и содержание каждой части.
  9. Обосновать необходимость проведения физкультминуток. Раскрыть формы проведения физкультминуток.
  10. Раскрыть значение утренней гимнастики как одной из форм работы по физическому воспитанию. Перечислить структурные компоненты, раскрыть содержание каждой части. Раскрыть особенности методики проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах. Перечислить и раскрыть формы проведения утренней гимнастики.

    «Методика развития речи»

  1. Охарактеризовать дисциплину «Методика развития речи» как науку. Назвать
    функции речи.
  2. Опишите особенности становления речи детей на 1-ом году жизни
  3. Охарактеризовать задачи речевого развития детей дошкольного возраста.
  4. Изложить психолого-педагогические основы обучения детей дошкольного возраста белорусскому языку как второму.
  5. Опишите беседу как метод обучения диалогической речи дошкольников.
  6. Описать методику обучения детей дошкольного возраста составлению рассказов по игрушкам.
  7. Описать методику проведения занятий по обучению рассказыванию по картинам в
    разных возрастных группах.
  8. Описать методику работы над компонентами звуковой культуры речи на занятиях.
  9. Описать методику проведения занятий по чтению и рассказыванию художественных
    произведений.
  10. Описать методику ознакомления с основными речевыми понятиями в процессе
    обучения грамоте детей дошкольного возраста.

  «Методика формирования элементарных математических представлений»

  1. Раскрыть методику обучения дошкольников сравнению множеств по количеству входящих в них элементов и опосредованно.
  2. Раскрыть приемы обучения счету с помощью различных анализаторов, приемы ознакомления с цифрой.
  3. Раскрыть методику обучения количественному и порядковому счету.
  4. Раскрыть методику ознакомления с составом числа из двух наименьших чисел (в пределах 10) и из единиц (в пределах 5).
  5. Раскрыть методику формирования представлений о величине.
  6. Раскрыть методику обучения установлению сериационных рядов по одному-двум параметрам одновременно.
  7. Раскрыть методику обучения измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки.
  8. Раскрыть методику формирования у дошкольников представлений о плоскостных и объемных геометрических фигурах.
  9. Раскрыть методику обучения ориентировок на себе, от себя и от других объектов.
  10. Раскрыть методику формирования понятия «сутки».

  «Методика музыкального воспитания»

  1. Раскрыть структуру музыкальности дошкольников и особенности её развития.
  2. Описать музыкально-дидактические игры и объяснить их значение в развитии музыкальных способностей дошкольников.
  3. Раскрыть методику работы по слушанию музыки в разных возрастных группах.
  4. Раскрыть методику обучения детей дошкольного возраста пению и песенному творчеству.
  5. Раскрыть методику работы по ритмике и этапы обучения детей музыкально-ритмическим движениям и танцевальному творчеству.
  6. Описать систему обучения игре на детских музыкальных инструментах, этапы разучивания произведения на мелодических музыкальных инструментах.
  7. Описать виды и типы музыкальных занятий, объяснить особенности их структуры.
  8. Раскрыть роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий.
  9. Раскрыть значение, источники, виды и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
  10. Раскрыть требования, предъявляемые к содержанию, организации и проведению праздников и развлечений.

 


Печать