Требования к квалификационной характеристике специалиста по специальности устанавливаются образовательным стандартом ОС РБ 2-01 01 01-2019 «Среднее специальное образование. Специальность 2-01 01 01. Дошкольное образование».
5. Квалификационная характеристика
5.1. Сфера профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием
Сферой профессиональной деятельности специалиста с квалификацией "Воспитатель дошкольного образования" является деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (за исключением дошкольных центров развития ребенка), реализующих образовательную программу дошкольного образования.
5.2. Объекты профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием
Объектом профессиональной деятельности специалиста с квалификацией "Воспитатель дошкольного образования" является организация образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (за исключением дошкольных центров развития ребенка), реализующих образовательную программу дошкольного образования.
5.3. Виды профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием
Специалист с квалификацией "Воспитатель дошкольного образования" должен быть компетентным в следующих видах профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- обучающая;
- развивающая;
- воспитательная;
- методическая;
- диагностико-коррекционная;
- здоровьесберегающая;
- коммуникативная;
- социально-просветительская.
5.4. Профессиональные функции специалиста со средним специальным образованием
Специалист с квалификацией "Воспитатель дошкольного образования" должен быть компетентным в выполнении следующих профессиональных функций:
- осуществление образовательной деятельности в соответствии с государственной политикой в области образования;
- создание условий для полноценного физического, психического, интеллектуального и духовного развития личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей ребенка;
- планирование, организация, проведение и анализ воспитательной, образовательной и оздоровительной работы, направленной на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, индивидуальными способностями и потребностями при реализации образовательных программ дошкольного образования, способствующих социализации и формированию общей культуры личности;
- осуществление инклюзивного образования, способствующего успешному усвоению детьми с особенностями психофизического развития содержания образовательной программы дошкольного образования, созданию адаптивной образовательной среды, социализации детей;
- осуществление дифференцированного подхода в работе с детьми, в том числе с детьми с особенностями психофизического развития и одаренными детьми;
- соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицам с особенностями психофизического развития, совместно со специалистами учреждения образования, обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
- создание в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творческих способностей воспитанников;
- обеспечение соблюдения выполнения детьми режима дня;
- создание условий для формирования основ патриотизма и национального самосознания, приобщения детей к национальной культуре, ее традициям;
- использование в практике новейших научно-методических материалов и подходов в области образования;
- участие в работе советов (педагогического совета, совета учреждения образования) учреждения образования, методических объединений и выполнение их решений;
- повышение своего профессионального и культурного уровня, педагогического мастерства и профессиональной квалификации;
- осуществление педагогической деятельности в тесном контакте с законными представителями детей, специалистами учреждений общего среднего образования;
- ведение установленной документации;
- соблюдение требований по охране труда и обеспечению пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников при осуществлении образовательного процесса;
- выполнение требований санитарных норм и правил, а также гигиенических нормативов при организации образовательного процесса.
5.5. Средства профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием.
Средствами профессиональной деятельности специалиста с квалификацией "Воспитатель дошкольного образования" являются:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании;
- настоящий стандарт;
- учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования;
- программно-планирующая документация воспитания;
- учебно-методическая документация;
- учебные издания;
- информационно-аналитические материалы;
- развивающая среда (предметно-пространственная, архитектурная, ландшафтная и иные).