ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О НАРКОТИКАХ.

Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущения, настроение, мысли и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость. В конечном итоге поведение человека под действием наркотиков становится безумным и безрассудным.

Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и запрещенные.

Легальные наркотики. К легальным наркотикам относятся ряд лекарств, например транквилизаторы (реланиум, элениум); барбитураты (люминал) и ряд других препаратов, которые выписываются строго по назначению врача и применяются лишь в период болезни, не оказывая ущерба здоровью при строгом соблюдении правил их применения.

Табак – также относится к легальным наркотикам, вызывая психическую и физиологическую зависимость. Табак более значительно влияет на здоровье человека способствуя развитию хронического бронхита, рака легких, заболеваний желудка.

Алкоголь – наиболее опасное средство из легально разрешенных наркотиков. Алкоголь не только формирует психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет сознание человека, вплоть до безумного и безрассудного поведения. Злоупотребление алкоголем неизбежно приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию.

Запрещенные наркотики. Особенностью запрещенных наркотиков является очень быстрое развитие психической и физиологической зависимости от химического вещества. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик нужен, как глоток воздуха, без которого человек не может жить.  

К запрещенным наркотикам относятся:

  • марихуана (конопля);
  • производные опия – переработанное молочко мака, маковая соломка (растительные опиаты), героин, морфий (синтетические опиаты); кокаин; ЛСД (производное лизергиновой кислоты);
  • амфетамины;
  • эфедрин.

Наркомания – хроническое, прогрессирующее и смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения невозможно прекратить его употребление. Болезненное пристрастие к наркотику возникает потому, что он изменяет химическое равновесие в организме внутренних гормонов настроения (эндорфинов).

Привыкание – организм настолько сильно привыкает к наркотику, что с каждым разом для поддержания желанных ощущений ему требуется все большее количество наркотического вещества.

Психологическая зависимость – тот самый случай, когда для поддержания нормального психического самочувствия человеку постоянно требуется прибегать к употреблению наркотиков. Даже при отсутствии физиологической зависимости наркоману кажется, что без наркотиков сегодня ему не обойтись. Существует расхожее мнение, что психологическую зависимость вызывают лишь сильные наркотики (например, героин). Однако, на самом деле, в зависимость можно попасть и от «травки» (конопли).

Физиологическая зависимость – при систематическом употреблении наркотиков организм нуждается в постоянной дозе для привычной жизнедеятельности, иначе наступает абстиненция («ломка»).

  Наркоман – больной человек зависимый от наркотиков.

  Барыга (диллер англ.) – мелкий торговец наркотиками.

 «Пушер» – торговец наркотиками, активно приучающий к наркотикам новичков с целью расширения сети клиентов-покупателей.

  Абстиненция («ломка») – физические и психические реакции организма наркомана, возникающие в ответ на отнятие наркотиков (лихорадочный озноб, усиленное потоотделение, судороги, рвота, понос, страхи, тревожность, психическое возбуждение.

  Эйфория (кайф) – повышенное, радостное настроение, возникающее от действия наркотиков.

 «Стартовые» наркотики (гашиш, конопля) – наркотики, способствующие к переходу на употребление более сильных и опасных наркотиков (например, героина).

Как выглядят и используются наиболее распространенные наркотики.

Тип наркотика

Как он выглядит

Как используется 

Марихуана (конопля) 

Как сушеная петрушка со стеблем и/или семенами; закручивается в сигареты

Выкуривается или съедается 

Гашиш 

Коричневые или черные мешочки или шарики

Выкуривается или съедается 

Гашишевое масло 

Концентрированная сиропообразная жидкость, варьируется по цвету от прозрачного до черного

Смешивается с табаком и выкуривается 

Кокаин 

Белый кристаллический порошок

Вдыхается или инъецируется

Героин 

Порошок от белого до темно-коричневого цвета

Инъецируется, выкуривается или вдыхается

Производные мака 

Темно-коричневые куски или жидкость

Инъецируется, выкуривается

Как уберечь детей от наркотиков

  • Учитесь видеть мир своими глазами, чаще вспоминайте о том, как вы были детьми.
  • Учитесь слушать. Чаще выслушивайте своего ребенка, не отталкивайте его, общайтесь с ним.
  • Говорите о себе. Чтобы и ребенку было проще говорить о себе.
  • Не запрещайте безапелляционно. Выражайте свое мнение, задавайте вопросы.
  • Присматривайтесь к друзьям своего ребенка, проявляйте к ним интерес, старайтесь, чтобы ребенок стремился познакомить вас со своими друзьями.
  • Разделите проблемы ребенка и оказывайте ему помощь и поддержку.
  • Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается решить их самостоятельно, помогите ему.
  • Предоставьте ребенку все необходимые сведения о наркотиках ( как отрицательные, так и положительные моменты). Помогите ребенку сделать правильный выбор между кратким миром удовольствия и необратимыми последствиями для здоровья и жизни.
  • Научите ребенка говорить «нет», чтобы ему легче было противостоять давлению сверстников.
  • Не отрицайте ваши подозрения. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте, если ваш ребенок даже попробовал наркотик, это не значит что он наркоман.
  • Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока не справитесь со своими чувствами.
  • Не читайте мораль, и ни в коем случае не угрожайте ему инее наказывайте ребенка.
  • Поддержите вашего ребенка, проявите внимание и заботу.
  • Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию, если ваш ребенок отказывается идти с вами, придите сами.
  • Оставайтесь открытыми для своего ребенка. Оказывайте ему поддержку. 

Что необходимо делать родителям, чтобы уберечь детей от наркотиков

1.   Содействовать укреплению чувства собственного достоинства собственного ребенка, для этого нужно:

а) создать в семье атмосферу доверия и безопасности;

б) выработать ясные и справедливые правила, быть последовательными при договоренностях;

в) способствовать инициативе и самостоятельности;

г) искренне заботиться о внутренних чувствах ребенка, то есть интересоваться его желаниями и проблемами в школе и на улице, среди ровесников и в компании. 

2.   Запомнить, что систематические придирки и наказания менее результативны, чем поддержка, похвала и конструктивная критика. 

Поступайте со своими детьми так, потому что:

1.    Низко оценивая себя, они в первую очередь становятся жертвами наркомании.

2.    Без доверия к близким,  ребенок не обратится к ним в кризисной ситуации.

3.    Противоречивые и несправедливые требования способны привести к болезненным ситуациям и подтолкнуть к поискам «обезболивающего».

Как узнать, что ваш ребенок болен?

         Самые первые возможные признаки болезни проявляются в изменении поведения Вашего ребенка. Вдруг снизился интерес к учебе и школьной жизни. Большая часть времени проводится вне дома, с новыми, неизвестными Вам друзьями. Ваш ребенок начинает лгать и скрывать, где он проводит время. Меняются отношения с родителями: на место добрым, ровным взаимоотношениям приходит злоба, раздражение, агрессия. Ваш ребенок перестает выполнять домашние обязанности, стремится любыми путями уйти в свою компанию. Попытки удержать дома приводят к побегам и даже отсутствию дома в течение нескольких дней. Появляются странности психики: приступы неадекватной веселости, дурашливости, двигательная подвижность вдруг сменяется безразличием, сонливостью, заторможенностью и может переходить в состояние озлобленности, раздражительности, замкнутости. Такие колебания состояния могут отмечаться по несколько раз на протяжении суток.

Начинают исчезать личные, а затем и семейные вещи. Меняется внешний вид – неряшливый, небрежный, запущенный. Если наркотик вводится инъекционно – то ребенок начинает носить только вещи с длинными рукавами (рубашки, свитера).

         Вас должно насторожить:

  • Всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки.
  • Часто неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук.
  • Неестественно узкие или широкие зрачки, независимо от освещения (или таблетки бикарбона, используемые для расширения зрачков).
  • Невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта (иногда запах присутствует, но его интенсивность не соответствует степени опьянения).
  • Стремление избегать встреч со старшими членами семьи.
  • Раздражительность, порой циничность в разговорах с Вами.
  • Пропажа вещей или денег из дома.

В карманах одежды, в мусорном ведре вы можете обнаружить:

  • шприцы с жидкостями и пустые, а также инъекционные иглы;
  • десертная или чайная ложка для приготовления раствора (как правило, с обломанной ручкой);
  • «марганцовка»;
  • прозрачная без цвета или желтого цвета жидкость с резким «уксусным» запахом;
  • различные лекарственные препараты (димедрол, теофедрин, бронхолитин, солутан), порошки и ампулы;
  • измельченное вещество зеленого цвета с пряным запахом (марихуана), смолообразное либо в виде комочков, брусочков вещество зеленовато-коричневого цвета с пряным запахом (гашиш); эти наркотики могут находиться в сигаретах и папиросах;
  • обожженные купюры (используемые как мундштук при курении марихуаны);
  • смолообразное вещество коричневого цвета с запахом сырого мака (опий);
  • отрезки прозрачной пленки (чаще всего прямоугольных размеров 5´5 см) с наслоениями коричневого вещества и без наслоений;
  • химическая посуда, проведение опытов (если раньше ваш ребенок ненавидел химию);
  • коробочки мака целиком и измельченные – вещество светло-коричневого цвета;
  • органические растворители.

В среде наркоманов принят определенный сленг. Прислушайтесь, о чем говорит ребенок с друзьями дома и по телефону. Слова: закинулся, ширнулся, травка, план, дурь, анаша, опилки, химка, ханка, соломка, чек, чека, султыга, терьяк, морфи, кока, марафет, экстази, крэк, кокс, кислота, лошадка, винт, айс, коктейль Джэф, эфенди, мулька, космос – это слова наркоманов.

Один из самых надежных методов – определение опиатов в моче с помощью тест-полосок.

Как становятся наркоманами

Причин для первых попыток употребления можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.

  1. Употребление из любопытства. Человек любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных),  что рассказы взрослых об опасности наркотиков не только не пугают, но и порой даже привлекают «чем опаснее, тем заманчивее». «Парень, с которым я дружила, принимал наркотики. Пришло время, когда он стал уделять мне все меньшее внимание. Наркотик стал для него важнее чем я, чем наша любовь. И тогда я подумала – ну что же это такое, что может быть сильней любви, сильнее чувств? Надо непременно это попробовать».
  2. Употребление ради удовольствия. Человеку присуще желание испытать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получать удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное – это получить удовольствие, наслаждение. Порой не важно, какой ценой. Желания  получать все новые и новые удовольствия часто сочетаются с отсутствием внутренних границ (запретов) «Я могу позволить себе все». Поиск все новых удовольствий, отсутствие внутренних запретов часто приводит к пробе наркотиков («такому сладкому запретному плоду»). «У меня было много того, чего не было у других. Любящая меня семья, материальные блага, очень приятный мне круг друзей... Все это было. Нас было трое. Трое друзей, которые занимались бизнесом. Мы до этого любили выпить, вкусно поесть в ресторане, погулять на дискотеке. Сначала мы просто не понимали, что стали употреблять наркотик, который менял наши чувства, наше сознание, искажал реальный мир. Но потом сами не заметили, как втянулись. Нас стало это прикалывать. Мне стало это нравиться. Я погружался в какой-то мир, в котором, как я считал, было что-то лучше. Один из моих друзей сказал, что мы еще не попробовали героин. Мы сразу зацепились за эту идею. Никто нам не говорил про опасность быстро подсесть на этот вид наркотиков. Мои чувства перемешались к тому моменту. Я потерял чувство самоконтроля и чувство страха перед употреблением наркотиков. Я считал, что в жизни надо все попробовать. Хотя бы по разу. И что у меня сильная воля, и я смогу вовремя остановиться».
  3. Употребление как протест против родителей. Вызов против запретов и давления родителей. «Я сам знаю как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью». «Вы больше не сможете управлять мной».
  4. Употребление для снятия напряжения. Заниженная самооценка и, как следствие неуверенность в собственных силах – является одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик служит средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует возможности попасть под дурное влияние сверстников. «Делай, как мы, иначе ты не из нашей компании. У нас курят (пьют) все».

«В то время, когда я начинал принимать наркотики, я чувствовал себя слабым, маленьким, забитым. Все люди казались мне большими и сильными. Я очень не хотел быть маленьким и слабым. Одна доза и я почувствовал себя «крутым» в своем дворе, да и соседних домах, а сверстники казались мне слабаками. Кайф уходил и становилось страшно. Нужен был новый прием наркотиков. И так каждый день». 

Ряд специалистов считают наркоманию «симптомом семьи». Именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто  проявляется гипер- или гипоопекой.

  1. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
  2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). Воспитание включает в себя восхваление ребенка, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ответственности за поступки.
  3. Гипоопека. Воспитание, характеризующееся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорированием целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу:
  4. «Золушки» – лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
  5. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Без всякого сомнения, наркомания – болезнь души. Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если его ждут, каждый день, каждый час, общаются с ним – окружающий мир при рождении не ощущается враждебным. Он полон радости и покоя. «Ненужный» ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. Значит искать их надо у кого-то или чего-то другого.

Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем.

         Гипоопека это недостаток любви. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи – слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа – наконец-то найденная иллюзия любви.

  Второй тип из группы риска – чрезмерно опекаемый ребенок. Это – кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни – получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных – телесных. В ребенке культивируется чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Гиперопека вызывает инфантилизм – ребенок «из теплицы» вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности – каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода – боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной – шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. «Жизнь налаживается...».

  Наличие материального достатка не означает сформированности нравственных ценностей. Противостоять наркотикам может только зрелая личность. Тот, кто имеет множество удовольствий – деньги, роскошь, секс, качественные наркотики, постепенно чувствует себя все более опустошенным и обманутым. Радости в жизни все равно больше не становится.

Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

«Правило пяти «нельзя»:

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  • Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
  • Нельзя садиться в чужую машину.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  • Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

 Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

  • Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду.
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения.
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание.
  • Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы.
  • Отсутствие целей и планов на будущее.
  • Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния.
  • Пессимистическая оценка своих достижений.
  • Неуверенность в себе, снижение самооценки.
  • Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
  • Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
  • Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
  • Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
  • Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание одежды"), энурез,  беременность.
  • Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
      Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

 Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации!

  • Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
  • Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
  • Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
  • Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
  • Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
  • Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

 Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей:

  • Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.
  • Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
  • Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома.
  • Расскажите ребёнку, что если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед.
  • Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
  • Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом сотрудникам милиции.
  • Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, педагогом-психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
  • Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных  преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

 Негативные зависимости в молодежной среде
(информация для родителей)

 К негативным зависимостям, содержащим угрозу личности или окружающим, специалисты сегодня относят:
       ● никотиновую, алкогольную, наркотическую зависимость;
       ● Интернет-зависимость;
       ● игроманию (зависимость от азартных игр);
       ● зависимость от деструктивных культов (зависимость от влияния различных тоталитарных религиозных сект).

В мировой практике, например, практически все больные наркоманией отмечают, что «срыв» в период ремиссии связан с различными стрессами, которые они не смогли пережить. Это могут быть как эмоционально отрицательно окрашенные дистрессы (разрыв с близким человеком, скандалы в семье), так и эустрессы (отмечание праздников, встречи старых друзей), сопровождаемые положительными эмоциями. Такие же закономерности характерны и для алкоголиков и для курильщиков.

Среди жертв различных религиозных сект оказывается значительное количество переживших трагедию людей, не нашедших поддержки среди близких. Возникающая зависимость становится не менее сложно корректируемой, чем при наркомании.

Научить жить подростка в различных эмоциональных ситуациях является важным этапом профилактики негативных зависимостей.
         Среди подростков, имеющих риск возникновения негативных зависимостей, наиболее часто встречаются следующие категории:
      ● подростки, перенесшие насилие;
      ● подростки, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, в различных бытовых ситуациях;
      ● подростки, перенесшие психические травмы в связи со смертью родителей, с потерей близких людей и т.п.;
      ● подростки, тяжело переживающие развод родителей;
      ● подростки, перенесшие попытки самоубийства, а также высказывающие намерения покончить с собой;
      ● застенчивые подростки;
      ● подростки, перенесшие аборт и другие серьезные медицинские вмешательства;
      ● одаренные дети, имеющие проблемы с приспособлением к окружающему миру;
      ● подростки, попавшие в иные кризисные ситуации, повлекшие за собой расстройства социальной адаптации.

Начинать нужно с рассмотрения противоречия в психике людей, которое в отношении курения, алкоголизма, наркомании выглядит следующим образом: все или почти все не против того, чтобы попробовать сигарету, алкоголь, наркотики, но становиться курильщиком, алкоголиком, наркоманом НИКТО не собирается.

Вопрос о том, как предотвратить возникновение зависимости, к которой молодой человек еще не приобщен, как «застраховать» от попадания в ту или иную зависимость – это, на наш взгляд, вопрос эффективного воспитания и общественного доверия. Выбор жизненного пути молодого человека сегодня сопряжен с необходимостью прохождения «минного поля» социальных напряжений, преодолеть которое в одиночку невозможно. Сам по себе запрет на удовлетворение любопытства в условиях изобилия противоречивой информации – от восторженной до сугубо отрицательной, как показывает жизнь, не может служить залогом спасения молодежи и, уж тем более, успеха в решении данного вопроса.

Если говорить о других зависимостях – интернет, игромания, деструктивные культы, то здесь отрадно лишь то, что от названных зависимостей не так и не сразу заметен ущерб, наносимый личности и окружающим.

Компьютерные игры могут быть как условием развития, так и условием деградации – всё зависит от способа употребления.

Деструктивные культы увлекают молодого человека в мир новых жизненных смыслов. О деструктивных культах и сектах сегодня пишут много. Деструктивные культы построены по принципу психологической зависимости, они эксплуатируют некоторые штампы и стереотипы мировых религий. И чем интенсивнее развивается практическая психология, чем сильнее отстаёт общая психологическая культура населения, тем опаснее и сильнее используются достижения психологической науки в сфере деструктивных культов.

Казино как «монумент» свободы и демократии породили зависимость – игроманию. Это явление уже существует, а значит с ним тоже нужно уметь работать.

Исследования специалистов показали, что негативные зависимости, при всём их многообразии имеют между собой общую социально-психологическую природу, форму ее влияния на человека, сложность осознания уже возникшей зависимости и трудность безущербного для личности освобождения из-под ее «ловушек». Самая надежная защита личности – защита ее изнутри, внутренняя психологическая устойчивость.

Воспитание культуры досуга подростков.

Понятие досуг определяется как совокупность различных видов деятельности, осуществляемых в свободное время, в результате чего происходит развитие личностных качеств, удовлетворяются духовные, физические и другие социально значимые потребности человека.

Культура досуга формирует внутренний мир, способствует творческой самореализации, приобщает подростка к культурным ценностям, сохраняет и укрепляет здоровье.
         На её воспитание оказывают влияние следующие возрастные особенности:
       ● повышенная двигательная активность и эмоциональность;
       ● переход от детского статуса к взрослому;
       ● гендерные различия в поведении;
       ● развитые навыки организации свободного времени.

Если воспитание культуры досуга в дошкольном и школьном возрасте происходило в обстановке, пробуждающей активность мышления, строилось на позитивных ценностях, а досуг взрослых был примером, организация свободного времени принимается подростком как деятельность, помогающая ему овладеть новыми предметами, знаниями, опытом, нормами поведения.

Учёт возрастных особенностей подростков в процессе воспитания культуры досуга предполагает формирование и совершенствование их личностных качеств. Содержательному проведению свободного времени способствует настойчивость, решительность, целеустремлённость, ответственность перед семьёй и коллективом, активность, инициативность, самостоятельность и самообладание. Именно эти качества помогают в выборе и организации досуговой деятельности: занятия техническим и художественным творчеством, спортом, туризмом и т.п.

Основным видом деятельности подростков является общение в среде сверстников, поэтому важное влияние на культуру досуга и его индивидуальный стиль оказывает молодёжная субкультура – разнообразные течения подростковой и молодёжной среды. В 12-14 лет выбор определённого течения, как правило, обусловлен модой, окружением, социальным статусом, в 15-17 лет – попытками участвовать в общественной жизни или, наоборот, найти в ней своё обособленное место.

К молодёжным течениям, наиболее привлекательным для подростков и влияющих на культуру их досуга, можно отнести: 
      ● рокеров (предмет предпочтения – рок-музыка);
      ● металлистов (соответствующая музыка, отличительный внешний вид);
      ● панков (панк-музыка);
      ● экстремалов (поклонники экстремальных видов спорта: роллеры, скейтеры, сноубордисты, байкеры и т.д.);
      ● скинхедов (националистические идеи);
      ● «падонков» (особая группа пользователей Интернета, активно занимающаяся изобретённой ими компьютерной словесностью);
      ● золотая молодёжь, или элита (выделяется по социальным признакам и имущественному цензу);
      ● неформалы (дети рабочих окраин);
      ● клабберы (дискотеки и ночные клубы).

Для того, чтобы названные течения не привели подростков в ряды радикально настроенной молодёжи и у них не было бы соблазна заняться другой антиобщественной деятельностью, воспитание культуры досуга должно быть направлено на достижение личностно и общественно значимых целей, которые основываются на участии подростков в общественной и социально значимой деятельности, а также на расширении представления о себе, на адекватной оценке себя и других, на проектировании образа желаемого будущего.

Сегодня воспитание культуры досуга подростков происходит в сложной системе их взаимосвязи с информационной средой. Благодаря современным электронным средствам общения учащиеся могут одновременно участвовать как в реальных, так и виртуальных социальных мирах. Это увеличивает их мобильность, расширяет информационное поле, увеличивает потребность в проявлении инициативы, учит приспосабливаться к разнообразным формам общественной жизни и выбирать альтернативные формы поведения, рационально планировать своё время, формирует скорость мышления, критичность ума, предприимчивость.

 

 10 заповедей для родителей, которые рекомендовал Януш Корчак

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот -третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому, что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Рекомендации для родителей по организации безопасного

информационного пространства ребенка

Интернет для современного ребенка это его естественная среда уже с 2-3-х лет и он, Интернет, так быстро и органично вписывается в жизнь малыша, что мамы и папы, а особенно дедушки и бабушки не могут нарадоваться талантам чудо-ребенка. А стоит ли?

Интернет грозит нам угрозами и потерей времени. В Интернете существует большое количество опасностей: онлайн-гемблинг, онлайн-лудомания, киберниомания, киберкомуникативная зависимость, киберсексуальная зависимость, икстинг, навязчивый веб-серфинг, сайты агрессивной направленности, аддективный фанатизм, хакерство, гаджет-аддикция, кибебулинг, гриферы, кибергруминг, вирусы, различные формы мошенничества: фишинг, вишинг, фарминг (для расшифровки всех этих понятий смотри Азбуку опасностей Интернета).

Интернет - это окно в мир, мощная образовательная среда, где ребенок в короткое время может научиться многому, увидеть интересное и полезное видео и фото, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями – стать за короткое время образованным человеком в интересующей его области.

Что должен делать родитель, чтобы защитить своего ребенка в виртуальном мире:

1) Нужно знать…

2) Нужно рассказать…

3) Нужно установить…

Итак, что-же нужно знать?

Часто из-за того, что дети и подростки более «продвинуты» в техническом плане, они легко могут обойти запреты родителей и устранить некоторые средства родительского контроля. Поэтому взрослым сначала необходимо самим освоить азы онлайн-грамотности, а затем научить правилам нетикета (этикет общения в Интернете) и компьютерной безопасности своего ребёнка, при чем, сделать это в той форме, которая соответствует возрасту ребенка и кругу его интересов. Для этого узнайте больше о возможностях и угрозах всемирной Сети.

О возрастных особенностях

Если ребенку 16-18 лет

В этом возрасте подростков отличает эмоциональная неустойчивость, повышенная ранимость, необъективное восприятие действительности, они склонны к идеализации чувств дружбы, любви и сексуальных отношений. Для лиц этого возраста характерны переживания, связанные с собственной внешностью, принятием их сверстниками, признанием окружающими их способностей и умений.

Ребёнок по-новому начинает смотреть на окружающее – предметы, явления, людей, мир в целом. Подростки ищут себя, поэтому нередко испытывают чувство одиночества и не ощущают себя членами общества. Поиск собственного круга общения подростком идет параллельно его психологическому отделению от родителей. В киберпространстве они удовлетворяют свою потребность в общении и находят друзей.

Подростки 15-18 лет технически образованы и хорошо ориентируются в Интернете. Не смотря на самостоятельность и независимость, они всё же нуждаются в напоминании о правилах поведения в Сети и мерах предосторожности. Будьте ближе со своим ребенком, знайте, чем он живет, интересуйтесь его сетевыми знакомствами, старайтесь быть в курсе сайтов, которые посещает ваш ребенок.

О компьютерных играх

Виртуальный игровой мир, в отличие от реального, отличает обратимость событий (сохранение игры, возможность переиграть событие), прогнозируемость игры, её составляющих и событий (например, выбор уровня, противника, оружия, места действия и т. д.). Наличие способностей, невозможных в реальном мире: множественность жизней, отсутствие физических законов (например, гравитации, плотности, скорости), физиологических особенностей (способности испытывать боль, усталость), базовых потребностей (потребность в сне, отдыхе, пище и т. д.). Компьютерные игры учат детей жить по иным правилам, где отсутствует необходимость соблюдения единых для всех норм и законов (в том числе и законов природы).

В виртуальном мире снимаются запреты и ограничения морально-этического и социального планов. Дети на подсознательном уровне отвыкают от фундаментальных вещей: необходимости соблюдения единых, установленных для всех, правил, неизбежности наказания за агрессивное поведение и нарушение закона, единства пространственно-временного континуума, и т.д. Увлечённость агрессивными играми приводит к тому, что дети начинают применять подобные методы решения проблем в реальной жизни.

Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме ребёнка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение.

Многие родители считают компьютерные игры абсолютно безобидными и даже полезными. Компьютерные игры, используемые в разумных пределах, действительно обладают некоторым психотерапевтическим эффектом и способствуют снятию напряжения, стресса, снижению уровня тревожности и ослаблению депрессивных состояний. Однако, в случае злоупотребления, компьютерные игры приводят к прямо противоположному эффекту, вызывая повышение уровня тревожности, раздражительности, агрессивности, способствуют полному уходу от реальности и образованию психологической зависимости».

Об угрозах

Исследования показали, что только 11% родителей знают о таких онлайн угрозах, как взрослый контент, азартные игры, онлайн-насилие, мошенничестве. Чтобы начать защиту нужно конечно знать о возможных угрозах.

Можно разбить угрозы на следующие группы - Интернет зависимость, Интернет преследования, мошенничество и заражение компьютера вредоностным ПО.

Для начала обсудите с ребенком простые семейные правила онлайн-безопасности.

Семейная онлайн-безопасность – ответственность каждого. Разъясните важность сохранения своей и чужой конфиденциальной информации. Личной информацией могут воспользоваться злоумышленники. Поэтому нельзя выкладывать в Интернете информацию о семье, ее финансовых делах, адреса проживания и учебы, номера телефонов, кредитной карты или банковские данные. Также нежелательно размещать личные и семейные фотографии на публичных форумах, сайтах. Никогда никому, кроме своих родителей, нельзя выдавать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).

Научите детей вести себя в Интернете – как в реальной жизни. Точно так же, как в жизни, в Сети нужно вести себя вежливо, не делать чего-либо, что может обидеть других людей или противоречит закону. Объясните детям, что в Сети следует вести себя корректно, с уважением относиться к людям и к их авторским правам. Незаконное копирование и распространение материалов, являющихся чьей-либо собственностью, считается кражей.

Виртуальный собеседник может выдавать себя за другого. Поэтому нельзя назначать встречи с виртуальными знакомыми без разрешения родителей. Объясните ребёнку, что в Сети могут находиться люди, не являющиеся теми, за кого они себя выдают, поэтому не следует доверять незнакомым людям и, тем более, ни в коем случае нельзя сообщать им личную информацию.

Виртуальный мир иногда стоит реальных денег. Всегда нужно выяснять, сколько стоят SMS на отдельные Интернет сервисы, ведь стоимость SMS в онлайн-игре часто указывается без налогов – то есть может быть больше. Если такая информация не ясна, нужно обращаться за советом к родителям, которые помогут разобраться, сколько на самом деле будет стоить SMS и так ли уж необходимо его отправить.

Спрашивать совета – можно и нужно. Сообщите ребёнку, что он может обратиться к Вам в любой ситуации, которая его беспокоит. Если в Интернете (в сообщении электронной почты, на сайте, форуме, чате) что-либо непонятно, тревожит или угрожает, всегда нужно обращаться за помощью к родителям. Информация и услуги в Интернете не всегда безопасны, поэтому прежде, чем загружать, устанавливать или сохранять что-либо из Интернета, нужно получить разрешение родителей. Научите проверять информацию из Сети с помощью дополнительных запросов и обращения к проверенным источникам.

Правила работы в сети Интернет

  1. Не входите на незнакомые сайты.
  2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
  3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
  4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
  5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
  6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
  7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
  8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
  9. Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
  10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.
  11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

Печать