Требования к квалификационной характеристике специалиста по специальности устанавливаются образовательным стандартом РД РБ 02100.4.006-2003 «Среднее специальное образование. Специальность 2-01 01 01. Дошкольное образование».
7 Квалификационная характеристика специалиста
7.1 Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, и стремиться к развитию активной гражданской позиции; быть восприимчивым к прогрессивному новому и, совершенствуя свои физические, интеллектуальные и духовные способности, стремиться к гармоничному личностному развитию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; быть готовым к взаимодействию с коллегами по работе, способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; осознавать необходимость повышения квалификации, самостоятельного овладения дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.
7.2 Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
основных положениях законодательства Республики Беларусь;
системе действующих нормативных правовых документов и реформах в области образования;
вопросах охраны детства и защиты прав матери и ребенка;
социально-экономических и политических процессах, происходящих в государстве и мировом сообществе, анализируя их на основе знания исторических, экономических и общественно-политических закономерностей развития общества;
вопросах коммуникации с использованием государственных языков, этических норм и правил деловых взаимоотношений;
вопросах обеспечения безопасных условий труда, охраны окружающей среды и энергосбережения;
требованиях к нормам безопасной жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении;
основополагающих принципах здорового образа жизни и мерах по укреплению физического и психического здоровья детей;
санитарно-гигиенических и педагогических требованиях к оснащению и оборудованию помещений и участков дошкольного учреждения;
вопросах межличностного взаимодействия детей в дошкольной группе и развития детского коллектива;
вопросах формирования гуманных отношений, способах создания благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребенка;
содержании, специфике разных видов детской деятельности (общении, предметной, игровой, художественной, учебной и трудовой);
технологиях организации и оформлении развивающей среды (предметно-пространственной, архитектурной, ландшафтной);
достижениях психологической и педагогической науки и практики, тенденциях развития воспитательных систем и педагогических технологий;
вопросах становления и развития национальной системы дошкольного образования с учетом мирового исторического опыта; системе знаний об основных закономерностях и особенностях анатомо-физиологического, психологического и тендерного развития детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста;
вопросах организации образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом индивидуальных особенностей развития детей;
формах, методах и средствах образовательной работы в соответствии с целями и задачами образовательных стандартов и программ воспитания и педагогических технологий;
вопросах личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
методах психолого-педагогической диагностики и коррекции развития детей раннего и дошкольного возраста;
традиционных и инновационных средствах обучения, диагностики и контроля, методике их применения;
видах готовности и показателях качества подготовки детей к школьному обучению;
вопросах физического, речевого, математического и музыкального развития детей, ознакомления с природой и организации экологического воспитания, развития детской изобразительной деятельности;
вопросах организации и содержания работы в случаях разновозрастной группы и групп с гибким режимом;
видах и формах планирования, особенностях организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного вида, типа и назначения (профиля);
формах рациональной организации труда, методах самосовершенствования на основе самоанализа и коррекции, создания условий для личностной самореализации.