ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.А.Новосёлова
Научный руководитель: преподаватель И.С.Голуб
Введение
Тема страха знакома каждому человеку. Все мы боялись, боимся и будем бояться. Страх – это один из сильнейших защитных механизмов нашей психики, именно он предупреждает нас об опасности, именно он предостерегает и оберегает нас.
Но, к сожалению, часто страх превращается из союзника во врага. Он не дает нам возможности вести полноценную жизнь, мешает при общении. Бывает так, что мы и сами не отдаем себе отчет в том, что боимся – в итоге неопознанное чувство или ощущение превращается во врага с удвоенной силой – потому как неизвестность всегда внушает чувство опасности. Именно в таких случаях, когда страх превратился во врага - с ним надо что-то предпринимать.
Высшей ценностью нашего общества является человек. На современном этапе его развития становится острой проблема увеличения количества детей с нарушениями эмоционального фона. В последние годы, по сравнению с предшествующим периодом, количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога.
Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что изучение страхов на разных этапах детства важно, как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Не зная причин возникновения страха, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное как ему помочь. Значение профилактики страха, его преодоления важно и при подготовке детей к трудным ситуациям в дальнейшей жизни.
Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста находит отражение в работах А. И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха», А.М. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». Но данная проблема в настоящее время остается малоизученной, что обусловило выбор данной темы научной работы.
Цель исследования: выявление причин возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы страхов в дошкольном возрасте и путей ее коррекции;
2. Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработка и практическое применение приемов предупреждения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: разнообразные проявления страха и методы предупреждения и коррекции.
Объект исследования: страх как психическое состояние старших дошкольников.
Гипотеза: целенаправленная и систематическая работа по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста приведет к снижению их количества.
С целью выявления роли страхов нами было проведено эмпирическое исследование в старшей группе №7 учреждения образования « Ясли-сад №10» г. Рогачёва. В начале исследования приняли участие 17 детей (7 мальчиков и 10 девочек), затем – 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки).
На этапе формирования группы мы провели диагностику каждого ребенка при помощи методики А.И.Захарова «Страхи в домиках».
В определении боящегося ребенка учитывалось избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.
Параллельно полученные данные уточнялись в беседе с родителями.
По результатам диагностического обследования дети были разделены на три группы:
1) с высоким уровнем тревожности (ИТ >50%) - 10 детей - 58,8 % группы.
2) со средним уровнем тревожности (ИТ – от 35% до 50%) - 1 ребенок, 5,9% группы.
3) с низким уровнем тревожности (ИТ от 0% до35%) - 6 детей - 35,3% группы.
В ходе эксперимента мы предположили, что специально организованные занятия по коррекции страхов приведут к снижению количества страхов и индекса тревожности у дошкольников. Была составлена коррекционная программа, рассчитанная на 9 занятий, включающих в себя: арт-терапию (драматизацию, рисование), игротерапию для 10 дошкольников старшей группы, имеющих высокий уровень тревожности.
В основу коррекционной работы были положены истории о зайчишке- трусишке с использованием книги Т.Л. Шишовой «Страхи - это серьёзно». Каждое занятие было направленно на работу с определённым страхом [1].
Занятия проводились еженедельно, продолжительностью 30-35 минут с 4 октября 2017г. по 6 декабря 2017г.
Структура занятий:
1.Ритуал приветствия.
2. Игровые упражнения.
3.Основное содержание занятия (слушание историй о зайчишке- трусишке и их драматизация).
4. Ритуал прощания.
По итогам коррекционной работы была повторно проведена диагностика с целью отслеживания эффективности проведённой коррекционной работы с детьми, характеризующимися высоким уровнем тревожности и страхов.
Заключение
В ходе исследовательской работы подтвердилась гипотеза -целенаправленная и систематическая работа по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста ведет к снижению их количества. Была достигнута цель и решены задачи исследования.
Выводы
1. Устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребенка, сковывают, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
2. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании оптимизма, уверенности в себе, самостоятельности.
3. Коррекция страхов может осуществляться посредством игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии.
4. Рисование используется для выхода чувств и переживаний, желаний и помогает безболезненно соприкасаться с травмирующими образами.
Список литературы
1. Шишова Т.Л. Страхи - это серьёзно.- Москва: Искатель, 1997.- 94 с.